59
Совмин Беларуси решил вынести
на общественное обсуждение проект концепции государственной жилищной
политики на 2012—2015 годы. В документе содержатся ответы на многие
вопросы: что будет со льготами, очередью, ипотекой, арендным жильем,
системой строительных сбережений. Для ознакомления проект концепции появился на сайте правительства.
Авторы концепции признают, что нынешняя жилищная политика себя исчерпала: «Очевидно,
что рост числа претендующих на государственую поддержку не
соответствует реальной потребности в ней и возможности государства по ее
оказанию. Выросло число случаев недобросовестного поведения граждан,
когда на вводимое жилье с государственной поддержкой претендуют те, кто в
нем нуждается меньше остальных».
Потому в 2012—2015 годах новая жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности белорусов.
В целом авторы концепции оптимистичны. Ставится цель до 2015 года
возвести 28,7 млн квадратных метров жилья — 300 тысяч квартир. Уровень
обеспеченности жильем в рассчете на одного белоруса вырастет с 25 до 28
квадратных метров.
Среди основных задач: довести долю индивидуального жилищного
строительства до 50% в общем объеме, приблизить стоимость квадратного
метра к среднемесячной зарплате белоруса, создать прозрачный рынок
арендного жилья, максимально вовлекать в строительство собственные
средства граждан.
К 2015 году период ожидания квартиры в очереди нуждающихся для
многодетных семей должен сократиться до 3 лет, в Минске — до 7 лет. Для
военнослужащих и некоторых других социально приоритетных категорий этот
переиод не должен превысить 5 лет.
Система государственного заказа в строительстве, как
предусмотрено проектом концепции, будет предназначена только для
льготных категорий граждан. Этот механизм заработает с 2013 года. Цель —
полностью освободить гражданина от участия в инвестиционном процессе на
этапе строительства путем предоставления ему готового жилья
одновременно с кредитными обязательствами.
Как полагают в правительстве, в 2012—2015 годах доступность жилья на вторичном рынке возрастет за счет нескольких факторов. К их числу относят:
— повышение конкурентных условий кредитования покупки жилья коммерческими банками;
— предоставление предприятиями налоговых льгот при выдаче своим работникам займов на эти цели;
— введение в действие механизмов ипотечного кредитования и системы строительных сбережений.
«Наряду с перечисленными будут созданы благоприятные
экономические условия для создания и развития новых финансовых
институтов коллективного инвестирования, таких как инновационные фонды,
страховые организации, фонды банковского управления, — отмечается в проекте. — Планируется
создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной
жилищной политики предприятий-нанимателей и профсоюзных организаций
путем включения в „социальный пакет" мер прямой поддержки работников. Со
своей стороны государством будет создан благоприятный налоговый режим
для организаций, реализующих такие меры».
Отдельная глава в концепции отведена некоторым вопросам реализации указа №13, который сократил категории льготников. Цитируем:
«Льготное кредитование граждан, заключивших кредитные договоры до
вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012
г. №13, осуществляется на условиях, предусмотренных ранее действовавшим
законодательством и заключенными кредитными договорами, с правом
пересчета открытых кредитных линий в связи с изменением стоимости
строительства жилья. Если договор на льготное кредитование не был
заключен до вступления в силу названного Указа, получение льготных
кредитов осуществляется только в соответствии с этим Указом».
Отметим, что данный вопрос уже решен. 17 апреля Александр Лукашенко подписал указ № 184, согласно которому строящих жилье бывших льготников докредитуют на старых условиях.
|