Глава государства 13 ноября 2014 г. подписал Указ № 524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда» (далее – Указ № 524), которым значительно усовершенствована и упрощена процедура приватизации жилья. Как известно, данная проблема приобрела новую актуальность после появления Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Указ № 563). Ведь этим нормативным актом было постановлено перевести в разряд жилья коммерческого использования практически весь государственный жилищный фонд, в том числе и квартиры, которые многие наши граждане занимали еще с советских времен по обычным договорам найма. В то же время, ч. 3 п. 2.4 Указа № 563 было установлено, что до 1 июля 2016 г. наниматель, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, имеют право обратиться с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений в соответствии с законодательством. Естественно, что многие наши граждане спохватились и обратились. Однако, как выяснилось в процессе, причина того, что большая часть жилищного фонда оставалась еще не приватизированной, была не только в нерасторопности некоторых владельцев квартир, многие давно хотели бы, но… Вот эти «но» и призван снять Указ № 524. Отсутствие регистрации не помеха приватизации Немаловажным шагом к упрощению процедуры приватизации стало положение Указа № 524 о том, что решения о приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда (далее – жилые помещения), являющихся одноквартирными жилыми домами, могут приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию их создания и возникновения права государственной собственности на них, а также документов, удостоверяющих произведенную государственную регистрацию создания земельных участков, на которых они расположены. При этом в договоре купли-продажи приватизируемого жилого помещения, являющегося одноквартирным жилым домом, данные, определяющие расположение одноквартирного жилого дома на соответствующем земельном участке, не указываются. В свою очередь, решение о приватизации изолированного жилого помещения в многоквартирном либо блокированном жилом доме может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию его создания и возникновения права государственной собственности на жилое помещение, только при условии наличия в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведений в отношении капитального строения,в котором оно расположено. Установлено также, что в случае принятия решения о приватизации жилого помещения до государственной регистрации его создания и возникновения права государственной собственности на него государственная регистрация создания приватизированного жилого помещения, договора его купли-продажи, возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него производится по заявлению гражданина, осуществляющего приватизацию, в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Оценка жилых помещений Очень много вопросов в процессе приватизации вызывала оценка приватизируемых жилых помещений. Данных вопросов со вступлением в силу Указа № 524 должно стать значительно меньше. Так, документом определено, что в случае, если оценочная стоимость 1 кв. метра приватизируемого жилого помещения, определенная в порядке, установленном актами жилищного законодательства, в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, на 30% и более превышает определенную в том же порядке оценочную стоимость 1 кв. метра двух или более аналогичных жилых помещений типовых потребительских качеств (по году ввода в эксплуатацию, территориальной принадлежности), местный исполнительный и распорядительный орган, организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение, государственный орган, другая государственная организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления, другая государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением, или уполномоченное ими лицо обеспечивают проведение независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения организациями, указанными в п. 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 615). Напомним, что согласно п. 1.5 Указа № 615 независимая оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями. Дата оценки рыночной стоимости в текущем использовании жилого помещения устанавливается не ранее даты осмотра объекта оценки и (или) даты заключения договора на оказание услуг по проведению независимой оценки. При этом немаловажно, что согласно Указу № 524 приватизация жилого помещения производится по наименьшей оценочной либо рыночной его стоимости. Определено также, что проведение оценки, а также в случае необходимости технической инвентаризации (проверки характеристик) жилого помещения и (или) изготовление технического паспорта (ведомости технических характеристик) на него финансируются за счет средств местных бюджетов, поступающих от приватизации жилых помещений. Иные вопросы приватизации Согласно п. 1.5 Указа № 524 денежные средства, внесенные работниками государственных организаций в счет оплаты стоимости строительства жилых помещений, построенных государственными организациями с частичным привлечением средств своих работников, засчитываются в счет оплаты стоимости жилых помещений при их приватизации пропорционально части площади жилых помещений, которая была построена за счет привлеченных денежных средств этих работников, при наличии заключенных договоров о совместном строительстве жилых помещений и (или) документов, подтверждающих сумму внесенных этими работниками денежных средств. Внесены также некоторые изменения и уже в упоминавшийся Указ № 615. В частности, п.1.8 этого документа раньше говорил о том, что его действие не распространяется на оценку государственного имущества в процессе приватизации, теперь же это положение дополнено словами «за исключением приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда». Одно незначительное дополнение появилось и в 4 п. 24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом № 615. Перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» дополнен п. 181. Согласно дополнению такой вопрос как определение стоимости жилых помещений государственного жилищного фонда в процессе приватизации отнесен к компетенции главных управлений, управлений (отделов) жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики, городского хозяйства областных, Минского городского исполнительных комитетов; республиканского органа государственного управления, государственной организации, в подчинении которых находится организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится приватизируемое жилое помещение. То есть, обращения граждан и юридических лиц подлежат рассмотрению по существу в указанных структурах как в первоначальной инстанции. Вышестоящей же организацией над ними определен Государственный комитет по имуществу. Ну, а если кому-то что-то даже после появления Указа № 524 останется непонятно, то отметим, что право разъяснять вопросы применения этого документа предоставлено Совету Министров Республики Беларусь, туда и обращайтесь. Указ № 524 вступил в силу 16 ноября 2014 года.
|